Центр детективных услуг Detego Center
(ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ - текст)

Нормы прямого действия 272–ФЗ


Нормы прямого действия Федерального закона 272–ФЗ, вступающие в силу с 1 января 2010 год

Несмотря на то, что большая часть норм Федерального закона 272-ФЗ является нормами отсылочного характера и для их реализации требуют наличия подзаконных актов, тем ни менее значительная часть норм, являются нормами прямого действия. Ссылки некоторых руководителей, что данные нормы должны вступить в действие только после некоторого переходного периода после 1 января 2010 года, не состоятельны. Данный Федеральный закон был принят и опубликован в декабре 2009 года, при том, что основная часть норм вступает в действие с 1 января 2010 года. Хотя впрямую требования к охранным организациям о необходимости привести в соответствие свои документы он не содержит, этот период и есть время переходного периода, предусмотренного данным законом.

К нормам прямого действия, требующим принятия необходимых мер без относительно выхода в свет подзаконных актов следует отнести:

Требования к организационно правовой форме (только ООО), учредителям охранных организаций (запрет на учреждение общественными организациями и юридическими лицами не охранными организациями, иностранцами и т.д.), уставному капиталу (100 или 250 тысяч), видам деятельности (выделение в отдельные виды охранной деятельности обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, изменение формулировок и планируемое изменение порядка предоставления лицензии на осуществление тех или иных видов охранных услуг).

Требования к филиалам охранных организаций (ограничение права их создания субъектом в котором зарегистрирована организация).

Ужесточение требований к руководителю охранной организации (полное запрещение совместительства и необходимость прохождения курса повышения квалификации).

Запрет на осуществление вооруженной охраны имущества на территориях закрытых административно-территориальных образований и использование оружия частными охранными организациями, расположенными на их территории.

Изменение требований к договорам (в связи с изменением видов охранной деятельности, а также снятием требований о необходимости предоставления отчета клиенту и уточненного расчета гонорара, к договору на охрану имущества должны прилагаться копии заверенных заказчиком документов, подтверждающих его право владения или пользования имуществом подлежащим охране, запрещение разглашать собранные в ходе выполнения договорных обязательств сведения о заказчике, в том числе касающиеся вопросов охраны его жизни и здоровья и охраны имущества).

Изменение требований к персоналу (запрещение на участие в любом качестве в деятельности охранных структур иностранцев и лиц с двойным гражданством, запрет на совместительство работников охранных организаций с государственной службой, либо выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях, запрещение на работу в охранной организации учредителей и должностных лиц охраняемых организаций).

Введение дополнительных требований к осуществлению отдельных видов охранных услуг или порядка их оказания (размещение информационных материалов в местах гарантирующих видимость при осуществлении видеонаблюдения на охраняемом объекте, а так же при обеспечении внутриобъектового и пропускного режима).

Изменение некоторых норм осуществления контроля за деятельностью охранных организаций в связи с утверждением грубых нарушений лицензионных требований и условий и предоставлением права приостановления действия лицензии за их нарушения (обращаем внимание на непредставление уведомления о взятии под охрану и необеспечение доступа должностных лиц в места хранения оружия или служебной документации, отражающей учет и использование оружия).


Практические рекомендации руководителям охранных организаций.

В связи с трудностями в своевременном принятии подзаконных нормативных документов позиция ЛРУ ДОПП МВД России в целом состоит в том, что требовать соблюдения требований закона можно только при наличии объективных условий их соблюдения. При отсутствии таковых следует руководствоваться прежними нормами в соответствии со сложившейся правоприменительной практикой.

По состоянию на 18.11.09 г. отсутствуют объективные условия и возможности выполнения такой нормы прямого действия как необходимость для руководителя охранной организации пройти повышение квалификации (нет закрепленных нормативным документом требований к программе такого повышения квалификации).

Рекомендация 1. В отношении данной нормы рекомендуется отслеживать ситуацию с выходом соответствующего приказа Минобрнауки, согласованием соответствующих программ руководителями НОУ и информацией о начале такой подготовки.

Для части организаций, учрежденных стратегическими организациями, или считающих себя таковыми, невозможно определиться попадают они под исключение и будет ли им представлено право учреждать ЧОПы или нет в связи с отсутствием Постановления Правительства, регламентирующего данный вопрос.

Рекомендация 2. Проинформировать письменно лицензирующий орган о сложившейся ситуации заверив, что как только определимся имеем право учреждать или нет, так и реорганизуем ЧОП.

Все остальные нормы де-юре должны быть выполнены или соблюдаться с 1.01.10 года. Их невыполнение будет расцениваться, как нарушение лицензионных требований и условий. Разумеется, для их устранения будут даваться срок на устранение, но уже одно письменное замечание у охранной организации будет. Кроме того, будут или нет конкретные проверки конкретной структуры в январе месяце зависит от многих условий. В том числе могут возникнуть и неожиданные причины для внеплановых проверок, в процессе которых данные нарушения могут быть выявлены.

Рекомендация 3. Обращаем Ваше внимание на четыре требования, которые легко проверяются, поэтому уязвимы для контроля и должны быть обязательно выполнены:

1.Соответствие уставов, уставного капитала и учредителей требованиям законодательства.

2.Приложение к договорам документов подтверждающих его право владения или пользования имуществом, подлежащим охране. На сегодняшний день нет сформулированных требований к данным документам. По какому пути пойдет правоприменительная практика, т.е. в отношении каких объектов охраны и к какому именно имуществу применяется данное положение, каким именно требованиям должны отвечать данные документы пока окончательно не ясно. В отношении недвижимого имущества данное требование необходимо выполнять буквально. От клиента должна быть получена копия свидетельства о праве собственности или договор аренды. (Разумеется не весь договор с финансовыми условиями, а только в части касающейся). В отношении остального, в том числе движимого имущества, справки клиента о том, что всем передаваемым под охрану имуществом он пользуется на законном основании достаточно для формального выполнения данного требования - пока достаточно. Будут сформулированные в каком-либо законодательном акте соответствующие требования - надо будет их выполнять, но пока рекомендуем подстраховаться справкой.

3.Размещение информационных материалов в местах гарантирующих видимость при осуществлении видеонаблюдения на охраняемом объекте. Поскольку так же требований к таким материалам пока нет, а возможно и не будет вообще, пригодны любые объявления, позволяющие четко и однозначно понять, что на объекте осуществляется видеонаблюдение.

4.Размещение информационных материалов в местах гарантирующих видимость при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов. Хотя требований к ним так же нет, мы рекомендуем формулировать их как объявление о том, что на объекте осуществляется пропускной режим в отношении персонала и посетителей и далее размещать правила посещения данного объекта, подписанные владельцами объекта. В частности, именно там формулировать все требования к посетителям. (Например: На объект допускаются лица, предъявившие свои документы, позволяющие их идентифицировать, разрешившие записать свои персональные данные и т.д.). Это позволит кроме прочего выполнить требование закона «О персональных данных». При этом охранник, разумеется, не должен от посетителей ничего требовать типа «дайте свой паспорт», а только отсылать к правилам посещения и при согласии на их выполнение проходить, предпринимая все их требования. Тоже самое и относительно правил выхода с объекта. На сложных и закрытых объектах, где теоретически целесообразен жесткий контроль, вплоть до личного осмотра, о том, что посетитель ознакомлен с данными правилами и согласен их выполнять целесообразно закрепить его подписью.

В отношении внутриобъектового режима достаточно ограничиться объявлением, что на объекте посещения он действует, а так же названием охранной организации, чьи работники его обеспечивают.

КЦ РОСС

Секретариат КС ГУВД по г. Москве.


20.11.09 г.